Корабль Васа
В начале XVII века Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике. Однако Густав II Адольф (Gustav II Adolf) - новый король династии Васа (1611-1632) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.
Создание Васа
В 1625 король подписал контракт с хорошо известным в Европе корабельных дел мастером, голландцем Энриком Хибертссоном (Henrik Hybertsson) и его братом на постройку двух больших и двух поменьше кораблей. Эти два голландца руководили постройкой Васа на Королевской Верфи, в Стокгольме. Корабли должны были быть построены в течение четырех лет. При постройке задействовали около трехсот человек, лучших корабельных мастеров, художников, скульпторов, резчиков по дереву. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания. Хибертссон был опытный мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда он делал распоряжения. Король заботился только о боевых качествах Васa, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве - об остойчивости. Корабли обычно назывались в честь королевских регалий: Меча, Короны и т.д. Чтобы быть точным, корабль был назван в честь геральдической эмблемы династии Васа - снопа пшеницы. Корабль принадлежал к категории Королевских кораблей (в шведском языке Regalskepp). И был наибольшим военным кораблем во флоте. К концу 1628 года кроме Wasa во флоте насчитывалось еще восемь больших и 21 среднее судно.
Спуск Васа
При постройке Васa использовали приблизительно тысячу дубов из королевских лесов. Судостроители в начале 17-го века не имели чертежей как таковых, вместо этого они делали некоторые грубые вычисления размеров судна, так называемые «счета». Эти «счета» часто хранились в тайне. Корпус сначала строился на стапеле. Как только днище корпуса настелили и корабль был способен плавать, корпус был спущен в воду и строительство после этого было продолжено. Причиной раннего спуска был вес. Очень трудно спустить со стапеля готовое тяжелое судно, построенное из дуба. Корабль был приправлен в порт в сентябре/октябре и оставался там до апреля/мая. Перед установкой парусов он должен был быть осмотрено еще раз. Его просмолили, проверили на опрокидывание (крен), покрасили и достроили. После чего на борт корабля подняли артиллерию и боеприпасы. Наконец, все условия выполнили и судно было готово поднять паруса.
Команда
Запасы провизии взяли с учетом на два-три месяца. Само собой разумеется, жизнь во флоте была очень сурова. Команде, перед посадкой, зачитывались правила, выполнение которых контролировалось на борту офицером. Отказ повиноваться правилам часто заканчивался серьезным наказанием, вплоть до смерти. Команда спала около пушек на верхней и нижней орудийных палубах. Они спали в одежде непосредственно на досках палубного настила. Не было никаких одеял или матрацев. Подвесная койка еще не была введена во флоте, она появилась позже, в 1676 году. Продовольствие на борту корабля было главным образом хлеб, зерно, горох, высушенное мясо и рыба. Пили пиво. Было три различных вида пива: лучший сорт для высокопоставленных офицеров, чуть похуже пиво было для младших офицеров, а основная команда пила простой водянистый сорт пива. Из-за скудного продовольствия, холода и отсутствия гигиены на борту корабля, на флоте часто бушевали болезни. Ответственным за медицинское обслуживание и стрижку на судне был брадобрей. Капитану помогали два капитан-лейтенанта. Помощники отвечали за навигацию, шкипер помогал в судовождении. Бомбардир отвечал за артиллерию. На Васа были два помощника капитана, два шкипера и один бомбардир (всего 12 младших офицеров), команда состояла приблизительно из 90 моряков и 20 канониров, которые обслуживали орудия. В команде имелся также один повар и триста солдат, которые должны были быть взяты на борт позже, но, к их счастью, Wasa опрокинулась до того, как они поднялись на борт.
Опрокидывание Васа
В воскресенье, 10 августа 1628 года на корабле поставили четыре паруса, которые постепенно начали наполняться ветром. Неожиданно налетел шквал, Васа сильно накренилась, в нижние пушечные порты хлынула вода и великолепный корабль, с поставленными парусами и флагами, опрокинулся и затонул. К счастью, большинство находившихся на Wasa людей стояли на верхней палубе, так что они успели броситься в воду и их спасли многочисленные суда, эскортировавшие флагманский корабль. Поэтому погибло всего около 50 человек - те, кто в момент опрокидывания находился внутри корпуса. Конечно, бедствие считали плохим предзнаменованием для нации.
Почему Васа опрокинулся?
Король Густав II Адольф, утверждая проект Васа, пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на корабле было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хибертссон предусмотрел на Васа 64 пушки, из них 48 24-фунтовых пушек главного калибра, 22 были размещены на верхней палубе, 26 - на нижней. Остальные 16 пушек меньшего калибра (8 3-фунтовых, 2 1-фунтовых и 6 мортир) были установлены на верхней палубе и на надстройках. Пушки вместе с боезапасом весили около 80 т и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля. Чтобы поразить противников богатством и великолепием флагманского корабля, король распорядился установить на нем множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м над палубой. Король хотел, чтобы скорость Васа была больше скорости других кораблей. И поэтому приказал сделать корпус очень узким. В результате и без того явно недостаточная остойчивость Васа стала угрожающей. Так, из-за честолюбивых замыслов короля, Васа был обречен на гибель еще в процессе постройки.
Спасение и восстановление Васа
Новости о бедствии распространяются быстро и три дня спустя англичанин Иоан Балмер появился в Стокгольме и сделал попытку поднять судно. Он не достиг полного успеха, но сумел поставить его вертикально. Это был значительный подвиг, учитывая большой вес Васа. Сейчас уже никто не знает, как Балмер достиг этого. В 1664 г. шведы Ханс Олбрехт фон Треилебен и Андреас Пекель предприняли вторую попытку спасти часть оборудования с Васа. Это было зарегистрировано итальянским священником и исследователем Франческо Негри. Он писал, что был изготовлен большой колокол высотой приблизительно 1,25 метра. Вместо языка колокола на тросах была подвешена тяжелая платформа, на которой располагался водолаз, а в нижней части колокола по его наружному периметру на цепях были прикреплены тяжелые грузы. В таком виде колокол погружали на глубину до 30 м. Воздух оказывался в верхней части колокола. В течение 20 мин человек, дыша этим воздухом, мог работать под водой. Он лежал на платформе и пользуясь различными крючками и петлями, зацеплял пушку или какое-нибудь оборудование с Васа. Работа была чрезвычайно трудной, но несмотря на примитивность водолазного сооружения, водолазам удалось поднять на поверхность белее 50 пушек , которые были проданы Германии, так как стоили немалых денег.
Окончательный подъем Васа
После того, как пушки были проданы, авария постепенно забылась. Грот-мачта Wasa была видна еще в течение приблизительно 100 лет, но и она ушла на дно. О точном местоположении Васа после этого забыли.
Васа была, наконец, поднята в конце лета 1961 года. Андерс Франзен, морской археолог-любитель, нашел Васа в 1956 году. Он сообщил правительству Швеции о том, что корпус не поврежден и корабль можно поднять со дна. После чего был составлен план по подъему судна. Обычно старинные суда разрушаются корабельным червем. К счастью, Балтийское море идеальное кладбище для деревянных кораблей, поскольку его вода практически пресная, а, как известно, в пресной воде не живут черви-древоточцы, которые за 300 лет полностью уничтожили бы деревянный корпус в любом соленом море. В 1961 году, при помощи частной фирмы 'Neptunbolaget' и поддержки правительства, Васа подняли со дна при помощи двух специальных понтонов, которые могли поднимать тяжелые грузы. Прежде, чем поднять корабль на поверхность, его нужно было отремонтировать, заделать все пробоины и отверстия от выпавших гвоздей и болтов. Все отверстия (приблизительно 5000!) были заткнуты так, что Васа смогла держаться на плаву без посторонней помощи.
Перед тем, как отбуксировать корабль в сухой док, нужно было удалить всю грязь. Что и было сделано археологами, после чего судно отбуксировали к 'Wasavarvet' (Верфь Васа). Археологи в иле нашли приблизительно 2000 бытовых вещей команды судна. Одной из наиболее интересных находок была находка двадцати скелетов. Анализ скелетов подтвердил то, что люди питались скудно и много болели. Еще одна удивительная находка это остатки шести парусов. Эти паруса - единственные паруса 17-ого столетия, сохранившееся до нашего времени. Также было обнаружено множество предметов, принадлежащих команде: столовые приборы, части одежды моряков, сундуки, инструменты, гребенки и оловянные кружки.
В деревянной бадье было найдено оборудование брадобрея: терку, каменную банку и деревяшку для размола трав. Приблизительно в середине корабля на нижней палубе обнаружили камбуз, там был найден большой железный бак (180 литров), а также остатки бочек по 100 баррелей и кости, принадлежащие овцам, волам и свиньям. Чтобы предотвратить гниение мяса, его сильно солили. Соль и объясняет, почему так много пива пили на флоте.
Задача второй стадии работ заключалась в сохранении и реставрации корабля. Чтобы предотвратить разрушение древесины корпуса, он был опрыскан специальным химическим раствором на натуральной основе. Это химический раствор, известный как гликоль полиэтилена или 'ОРИЕНТИР'. К нему туда добавлялись борная кислота и бура, чтобы предотвратить гниение. Эти работы продолжались в течение 18 лет.
Между 1963-67 годами тщательно исследовалось морское дно в месте аварии. Было найдено несколько тысяч предметов, относящихся к Васа. Среди предметов было большое количество скульптур, которые отвалились от судна вскоре после его погружения. Эти скульптуры хорошо сохранились, пролежав в иле многие года, а скульптуры, которые оставались закрепленными на судне, водные потоки повредили. К счастью, некоторые очень важные части Васа, типа носовой части корабля и кормы, сохранились в иле, отвалившись после аварии.
Было решено, что судно должно быть в максимально возможной степени восстановлено к его первоначальному состоянию. Было также заявлено, что судно и скульптуры не будут перекрашены. Это означало бы "фальсификацию" Васа. Вместо этого носовую часть корабля, ют и скульптуры повторно собрали и заменили. Большинство оригинальных частей сохранилось, так что не много пришлось заменять. Эта работа заняла много времени и теперь понятно, почему судно назвали «наибольшей загадкой в мире».
В 1990 реконструкция и работы по сохранению были закончены и Васа была перемещена из временного Музея в Wasavarvet в новый красивый музей, который мог, наконец, воздать должное кораблю. Музей, расположенный на острове Djurgarden и является главной Стокгольмской достопримечательностью. Васа сегодня - наиболее хорошо сохраненное судно 17-ого столетия в мире.
Кстати, в статье есть момент про мачту, что она затонула. Когда я была в Стокгольме, экскурсовод говорил, что ее спилили по приказу короля, чтобы она не напоминала о позоре флота.